Диетическое лечение синдрома нарушенного всасывания
Одним из серьезных осложнений, возникающих у больных после операций на желудке и особенно после гастроэктомии, является стойкое расстройство питания. При этом иногда отмечается резкое истощение больного с выраженным дефицитом массы. Это осложнение может иметь место в любые сроки после операции. По данным разных авторов, потеря массы составляет от 12,8% до 42%. При обследовании больных наблюдается выраженное истощение с резким снижением тургора кожи, иногда почти полное отсутствие жирового слоя.
Причин упадка питания после тотальной или субтотальной резекции желудка много. Прежде всего следует учитывать возможность недостаточной калорийности суточного рациона больных. По данным разных авторов, общая калорийность дневного рациона больных этой группы составляет от 700 до 2200 ккал, что, естественно, значительно меньше нормы. Это может быть связано в ряде случаев со снижением аппетита больного после операции. Иногда объясняется тем, что в связи с неприятными ощущениями, которые возникают у больных при приеме пищи, последние ограничивают себя в еде, теряя удовольствие от нее, или даже испытывая перед ней страх.
Кроме того, сокращение обычной калорийности дневного рациона можно объяснить и тем, что из питания больной начинает исключать некоторые продукты и блюда, которые после операции плохо переносится, а в обычном рациональном питании обеспечивают значительную часть суточной калорийности (жиры, молоко, легкоусвояемые углеводы). Не последнюю роль играет и неправильный режим приема пищи, недостаточно частое и регулярное питание.
Далее, после операций на желудке нарушается абсорбция основных пищевых веществ, что имеет свое подтверждение в экспериментальных и клинических исследованиях. При этом наибольшим изменениям подвергается всасывание жира. Выраженная стеаторея наблюдается у большинства больных в различные сроки после операции (нередко в ранние сроки): усвояемость жира снижается до 60—70%, при норме — 90—95%. В отдаленные сроки после операции усвояемость жира может улучшиться, но никогда не доходит до нормы. Одной из причин этого, видимо, является неадекватное смешивание пищи с желчью и панкреатическим соком в связи с выпадением моторно-эвакуаторной функции желудка и выключением дуоденального пассажа, снижение функций поджелудочной железы, печени и быстрое прохождение пищевых масс по верхним отделам тонкой кишки, причем повышение содержания жиров в диете увеличивает их потери с калом.
Всасывание белка нарушается в меньшей степени, чем абсорбция жира. Усвоение белка снижается до 70—80%, при норме 90—95%. Это нарушение также более выражено в ранние сроки после операции. К концу года и позже усвоение белка нормализуется. Абсорбция углеводов после операций на желудке не нарушается. В связи со снижением усвоения жира, а в ряде случаев и белка, больные поеле гастроэктомии бесполезно теряют часть калорий суточного рациона.